Часть первая. ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Общие сведения
Отличие ZG от других инстансов заключается в том, что все боссы доступны сразу, вам не нужно убивать босса №1 чтобы добраться до босса №2 и т. д. Единственное исключение - последний босс, Hakkar. Ребята из Blizzard сделали хитро - теоретически его можно убить сразу, практически - если вы пойдете на Хаккара, не убив пятерых High Priest боссов, у Хаккара будет полный набор их заклинаний и атак. А это уже задача нереальная даже для хорошо упакованного и сыгранного рейда. Когда вы убиваете кого-то из High Priests, Хаккар теряет все свойства убитого Приста. При всех пяти убитых Пристах Хаккар становится довольно простым боссом, с очень ограниченным набором способностей.
Кроме пяти High Priests и Хаккара, в ZG также есть четыре необязательных босса, с которых падают неплохие вещи. Замечено, что шанс на дроп эпических шмоток у необязательных боссов намного выше, хотя эти боссы сложнее, чем High priests.
Территория ZG классифицируется как outdoor, это значит, что вы можете ездить внутри на лошадях, и будут работать все заклинания, которые "works only outdoor", например, друидский Entangling Roots.
Для входа в ZG не требуется выполнять никаких квестов.
Репутация, квесты
Убийство мобов и боссов в ZG дает репутацию с Zandalar Tribe, которая нужна для выполнения квестов на эпические шмотки и для покупки рецептов. Все квесты и рецепты можно взять на Yojamba Isle в северо-западном углу Stranglethorn Vale. С рецептами/планами все просто - для их покупки требуется определенный уровень репутации, самые полезные рецепты/планы доступны на Exalted. А вот про квесты на шмотки надо сказать подробнее. С каждого босса падает один Primal Hakkari предмет, за который вам на Yojamba Isle дадут эпический кусок брони. Каждый предмет предназначен для трех классов персонажей, скажем, Primal Hakkari Bindings нужен для квеста на наручи (wrist) для хантера, мага или паладина. На предмете написано, для каких классов он предназначен. Помимо квестового предмета, нужен определенный уровень репутации с Zandalar Tribe: Friendly, Honored или Revered. Для каждого класса предусмотрено три квеста на шмотки.
Когда вы наберете репутацию Friendly, тролль на Yojamba Isle выдаст вам ожерелье (necklace), которое вы сможете улучшать каждый раз по достижении нового уровня репутации. На уровне Exalted ожерелье становится эпическим и дает неплохие бонусы. Для улучшения вам нужно просто принести старое ожерелье троллю и иметь нужный уровень репутации.
Три квестовых куска брони, ожерелье и Zandalarian Hero Trinket составляют сет с неплохими сет-бонусами. Как получить броню и ожерелье, вы уже знаете. Чтобы собрать тринкет, вам понадобится кукла вашего класса (Voodoo Doll, падает из Jinxed Hoodoo Pile, разбросанных по всему ZG) и четыре квестовых предмета с боссов, которых можно вызвать в зоне Edge of Madness внутри ZG. Каждый раз вызывается только один босс, какой именно - зависит от даты. Подробнее об этих боссах будет рассказано в соответствующем разделе.
Кроме классовых квестов, существует один общий квест A Collection of Heads, дается на том же Yojamba Isle. Награда - синий пояс, свой для каждого класса. Для выполнения квеста надо собрать 5 голов - квестовые предметы - с пяти High Priests. Головы все одинаковые
так что если вы забыли взять дроп с какого-нибудь босса, вам не нужно в следующий заход идти именно на того же босса - любой из High Priests даст вам квестовую голову.
Набрать репутацию можно несколькими способами. Самый простой - как можно чаще фармить инстанс (ZG резетится раз в 3 дня). Полная зачистка инстанса с боссами дает 3000-3500 репутации. Когда все игроки покидают инстанс, трэш-мобы появляются снова, поэтому можно делать специальные пробежки, зачищая этих мобов для репутации. И наконец, тролль на Yojamba Isle дает повторяющийся квест на уничтожение Bijou и монеток (Coins), которые в большом количестве падают с простых мобов в ZG. За каждый Bijou или каждые 3 монетки вам дадут Zandalar Honor Token, увеличивающий репутацию.
Энчанты (enchants)
Существует три типа ZG энчантов. Два из них могут быть наложены на шлем или штаны. Один из этих энчантов дает свой бонус каждому классу - назовем его стат-энчантом, так как почти для всех классов он дает +10 к одному из stats - int, str, sta и т.д., и какой-нибудь еще дополнительный бонус, скажем, варриору он дает +7 Defense и 15 Shield Block. Для стат-энчанта нужна кукла (Voodoo Doll, см. выше) для вашего класса, Primal Hakkari Idol (падает с боссов Bloodlord Mandokir и Jin'do the Hexxer) и уровень репутации Friendly. Второй тип энчантов дает +10 Nature resistance. Для этого вы должны собрать и принести в ZG один из трех предметов: Arcanum of Focus, Arcanum of Rapidity, Arcanum of Protection. Квесты на сборку этих предметов дает Lorekeeper Lydros в библиотеке Dire Maul.
Третий тип энчантов кладется на наплечники (shoulder). Для него вам понадобится 15 Zandalar Honor Tokens (см. выше) и уровень репутации Exalted. Вы можете выбрать один из трех вариантов: +30 attack power, +18 healing/spell damage, +33 healing.
Оба типа энчантов на шлем/штаны дает тролль внутри ZG на верху пирамиды, которая находится на развилке дорог к боссам Bloodlord Mandokir и High Priestess Mar'li. Энчант на плечи покупается за Tokens у тролля на Yojamba Isle.
Часть вторая. ТАКТИКА
Некоторые термины и сокращения, которые приняты в WoW и будут использоваться дальше в описании тактики:
- MT - main tank, warrior, который будет держать на себе боссов и мобов.
- ОТ - off tank, warrior, который также будет держать на себе мобов, когда это нужно. На некоторых боссах вам понадобится два ОТ.
- melee dps - не-танкующие варриоры и роги
- ranged dps - маги, варлоки, хантеры
- хилеры (healers) - присты, паладины, друиды, шаманы
- кастеры (casters) - все классы, имеющие ману
- хил (heal) - любые заклинания лечения
- пулл (pull) - атака игроком моба, с целью подвести оного моба к рейду, или просто начало боя с каким-либо боссом или мобом
- контроль - любое заклинание, временно отключающее моба (Polymorph, Hibernate, Entangling roots)
- бафф (buff) - эффект на игроке или мобе, увеличивающий stats
- дебафф (debuff) - вредный эффект на игроке или мобе, снижающий stats или что-либо еще
- DPS (damage per second) - здесь - урон, наносимый рейдом по боссу.
- AoE (area of effect) - заклинания, бьющие по всем целям в определенном радиусе (пример - Rain of Fire, Arcane Explosion)
- DoT (damage over time) - заклинания, наносящие урон в течение некоторого времени (пример - Corruption, Mind Flay)
- потеря агро танком/срыв агро dps классом - обычно слишком усердное исполнение своих обязанностей не-танкующим игроком, моб или босс перестает бить танка и атакует этого игрока, но некоторые мобы и боссы имеют способности, после использования которых танк всегда теряет агро.
- вайп (wipe) - смерть всего рейда. Это описание предназначено для того, чтобы свести количество вайпов к минимуму
Состав рейда и некоторые замечания
3-4 варриора (не меньше 3), из них 1 МТ и 1 ОТ. На МТ и ОТ ставьте толковых варриоров, имеющих лучшие шмотки +stamina, +defense.
3 приста (не меньше 3)
3 паладина (не меньше 3). Необходимо иметь Blessing of kings, of wisdom, of light, of salvation. Один паладин может повесить blessing of wisdom на хилеров/ranged dps и blessing of light на танков и melee dps. Blessing of salvation должен постоянно висеть на всем рейде, кроме танков.
1-2 друида (не меньше 1)
1-2 варлока (не меньше 1)
1 хантер (не меньше 1)
3-4 мага (не меньше 3)
2-3 роги
Для Орды поменяйте паладинов на шаманов.
Необходимые 15 игроков перечислены в скобках (не меньше Х). Остальные 5 мест вы, в принципе, можете заполнить на свое усмотрение, но все-таки советую придерживаться того баланса, который указан в списке. Иначе вы рискуете столкнуться с ситуацией, что рейд не сможет убить какого-нибудь босса, так как будет наносить боссу слишком мало вреда.
Третий варриор в рейде (помимо МТ и ОТ) также должен иметь набор шмоток для танкования, так как вам понадобится три танка на боссе High Priest Thekal. Помимо этого, бывают случаи что МТ или ОТ умирает, тогда третий варриор должен быстро занять его место.
Если вы собираетесь проходить зону Edge of Madness и убивать вызываемого босса, лучше взять в рейд двух варлоков - тогда намного проще будет зачистить трэш-мобов перед этим боссом.
Весь рейд должен иметь уровень 60. Оба танка должны быть одеты как минимум в полный набор синих/фиолетовых шмоток высокого уровня (Valor/Heroism сет). Для остальных в принципе допустимо иметь пару-тройку зеленых вещей.
Танкам желательно иметь по 2-3 шмотки с Nature resistance, Fire resistance, Shadow resistance. Достаточно иметь 110-120 каждого резиста со всеми баффами и аурами (аура паладина +60 Fire res, Aspect of the wild хантера +60 Nature res, Shadow Protection приста +60 Shadow res, соответствующие тотемы шаманов для Орды). Эти резисты понадобятся не одновременно, в каждом отдельном случае будет нужен только один из них, пусть танки переодеваются по мере необходимости.
Желательно всему рейду иметь установленный аддон CT_RaidAssist (www.ctmod.net). Он позволяет видеть здоровье и ману всего рейда, задать цели, и много других полезных вещей. Этот аддон используют для рейдов почти все игроки в WoW.
MT крайне желательно иметь аддон SpellAlert, который выдает сообщение, когда цель начинает читать какое-то заклинание. Этот аддон очень поможет на некоторых боссах.
Для играющих за Орду
Тактика при игре за Орду та же самая, но заклинания паладинов и Fear Ward пристов меняются на соответствующие шаманские, к примеру, вместо Cleanse используется Poison Cleansing totem, вместо Fear Ward - Tremor totem и т.д. Кроме того, шаманы должны постоянно ставить для танков и melee dps Stoneskin totem, Strength of Earth totem, Grace of Air totem, Windfury totem, Flametongue totem, а для хилеров и ranged dps - Mana Spring totem. Помимо этого, не забываем о том, что шаманы умеют прерывать заклинания с помощью Earth Shock.
Трэш-мобы
Основной принцип прохождения инстанса - контроль всего, что движется. Маговский Polymorph, друидские Hibernate и Entangling Roots, хантерские ловушки - все это работает и должно использоваться по максимуму.
Все действия вроде пулла, движения и т. п. - только по команде лидера рейда. Лучше лишнюю минуту подождать, чем привести к рейду толпу мобов.
Перед пуллом необходимо убедиться, что к месту боя не придет никакой патруль.
Если ваши маги и друиды умеют разбирать цели для контроля "на лету", тем лучше. В противном случае лучше распределить цели до пулла. Помните, что Polymorph и Entangling Roots работают на всех мобов в ZG (есть одно исключение), Hibernate - только на змей, тигров и пантер. Также помните, что Entangling Roots есть смысл использовать только на мобов, не имеющих никаких дистанционных атак и заклинаний.
Во время боя все, кроме танков, делают /assist одному игроку и бьют только его цель. В качестве такого игрока лучше всего использовать хантера, который будет выделять цели с помощью Hunter's Mark.
Gurubashi Axe Thrower - Мечет топоры и слабенько бьет в melee. Особенность - часто начинает крутиться на месте, разбрасывая топоры по всем игрокам в небольшом радиусе. Попавший в цель топор - 500-700 damage (по танку) и stun на 3 секунды. Этих мобов необходимо оттаскивать подальше от кастеров. Маги должны быть готовы прервать "вертушку" моба с помощью Polymorph - неважно, что овца сразу слетит, главное что моб перестанет крутиться.
Gurubashi Headhunter - Бьет только в melee. Умеет сбивать с ног (stun на 1 секунду). Больше ничего особенного.
Hakkari Priest - Имеет две неприятных способности: AoE Fear (все, кто был рядом с мобом, разбегаются в страхе) и Magic Immunity щит, делающий моба иммунным ко всем заклинаниям. Этих мобов надо пуллить в такое место, где их Fear не принесет особого вреда (читай - разбежавшиеся игроки не приведут в рейд дополнительных мобов) и держать подальше от хилеров. Танку желательно дать Fear Ward (Орда ставит шаманский Tremor Totem). Когда Hakkari Priest использует магический щит, просто добейте его рогами и варриорами, маги и варлоки должны перестать стрелять, чтобы не тратить зря ману.
Hakkari Shadowcaster - Использует AoE Shadow Bolt с приличным damage. Ничего сложного, нужно только прерывать заклинание любым доступным способом (rogue Kick, warrior Shield bash, Pummel, mage Counterspell, shaman Earth shock).
Hakkari Witch Doctor - Превращает игрока в лягушку на несколько секунд - снимается Dispel Magic; накладывает Curse, понижающее strength на 200 и stamina на 100 - снимается Remove Curse. После смерти моба на этом же месте появляется привидение, больно бьющее, но медленно двигающееся - разбегайтесь. Привидение исчезает через 5-6 секунд.
Gurubashi Champion - Изредка делает charge в случайную цель, отбрасывая игрока далеко назад. Вывод - стойте так, чтобы вас не отбросило к мобам. В остальном - обычный melee моб.
Gurubashi Berserker - Самый сложный из трэш-мобов. Эти ребята патрулируют дороги инстанса. На них не работают никакие заклинания контроля. Используют AoE Fear, Thunderclap (Nature damage + замедление всех в небольшом радиусе вокруг себя), AoE knockback (отбрасывают всех, кто стоит близко), плюс к этому очень быстро бегают. Бьют только в melee. Тактика - МТ с Fear Ward и melee dps бьют моба подальше от хилеров и кастеров, ОТ стоит с хилерами и кастерами и должен быть готов перехватить и удержать берсерка, когда МТ будет отброшен и потеряет агро.
Gurubashi Blood Drinker - Бьет только в melee, при падении здоровья ниже 50% использует AoE Lifedrain - всем игрокам в небольшом радиусе наносится 300-400 damage и перекачивается в здоровье моба. На этих мобах особенно важен хороший assist. Убивается просто - когда здоровье моба падает до 50%, роги и паладины должны постоянно держать его в stun с помощью Kidney Shot и Hammer of Justice. Хилеры и ranged dps должны стоять вне радиуса Lifedrain.
Hakkari Blood Priest - Способности: Lifedrain, также умеют лечиться. Прерываем им заклинание любым доступным способом и убиваем.
Hakkari Shadow Hunter - Моб с ranged атакой. Способности: Multishot и Wyvern Sting, такие же, как у игроков-хантеров. Wyvern sting снимается с помощью Dispel/Cleanse. Здоровья мало, убивается легко.
Razzashi Adder, Serpent, Cobra - Отличаются только цветом и количестом здоровья. На этих мобов работает Hibernate. Используют Poison, который усыпляет игрока через 8 секунд (снимается Cleanse/Abolish Poison/Poison Cleansing Totem), имеют AoE плевок Nature damage по направлению взгляда. Танки должны держать этих мобов мордой от рейда.
Razzashi Skitterer, Venombrood, Broodwidow - Встречаются только в одном месте, а именно у босса High Priestess Mar'li. Помимо уже ставшего привычным Poison, имеют еще парочку вредностей в виде Web Wrap - stun на 6 секунд, и очень противный Drunk effect - игрок под этим эффектом частенько падает и роняет оружие на несколько секунд. В группах с пауками обычно бывает также один Hakkari Shadowcaster (см. выше).
Razzashi Broodwidow после смерти рассыпается на несколько мелких не-элитных паучков.
Вне зависимости от состава вашего рейда, в процессе пулла Shadowcaster и Broodwidow должны быть поставлены в контроль (Polymorph, Hibernate). А вот дальше есть варианты. Если у вас 3-4 мага и варлок(и), то есть рейд может выдать неплохой AOE damage, проще будет собрать всех оставшихся пауков в кучу и убить АОЕ заклинаниями. При необходимости пусть варриоры используют Challenging Shout, чтобы снять мобов с магов. Если же у вас мало магов, придется убивать пауков по одному. В этом случае все варриоры должны разобрать себе не-законтролленых пауков и держать их. Бьют пауки не сильно, так что отлечить всех не проблема, если на каждом варриоре висит по 1-2 моба.
Gurubashi Bat Rider, Bloodseeker Bat - Встречаются только по дороге к High Priestess Jeklik. Группа мобов состоит из двух Rider и 6-8 Bat. Тактика: МТ и ОТ танкуют наездников подальше от рейда, все остальные сначала убивают мелких мышей, потом переключаются на наездников. Изредка мыши используют Disease (снимается Cleanse/Abolish Disease/Cure Disease). На 20-40% жизни наездники взрываются, нанося всем близко стоящим игрокам очень большой (до 6000) damage. Поэтому, когда в чате появится сообщение "Gurubashi Bat Rider fully engulfs in flame...", все, включая танка должны немедленно отбежать от моба.
Mad Servant (в просторечии - имп) - Эти мобы встречаются только в зоне Edge of Madness. Ходят группами по 2-3, больно плюются огнем. На этих мобов работают только заклинания варлока Banish и Enslave Demon. После смерти каждого такого моба открывается портал, из которого через 8-10 секунд появляются два Mad Voidwalker - серьезные ребята с очень неслабым shadow damage (до 1500 за удар). Если вы поставили цель зачистить Edge of Madness и убить тамошнего босса, рекомендую взять в рейд двух варлоков.
Перед пуллом танки должны надеть вещи с Shadow resistance, а присты - дать танкам Shadow Protection Buff. На пулле варлоки ставят двух импов в Banish, третьего импа забирает МТ и рейд быстро убивает его. Когда имп умрет, МТ и ОТ должны встать рядом с порталом и быть готовыми перехватить появившихся Voidwalkers. Далее по накатанной схеме - Hunter's mark, assist, kill. Повторить с каждым импом.
Atal'ai Mistress, Withered Mistress - Встречаются только в Bloodfire Pit - логове босса Jin'do the Hexxer. Ходят пачками по 4-6 штук, накладывают Curse, которе увеличивает получаемый игроком damage на 500 - маги и друиды должны как можно быстрее его снимать (Remove Curse). В остальном - обычные melee мобы.
Voodoo Slave - Мелкие гномы, встречаются только в группах с Atal'ai/Withered Mistress. Используют Rain of Fire, Shadow Bolt (как у варлоков) и могут вызывать петов Infernal, которые бьют случайную цель в рейде. Обычно группа таких мобов состоит из 2-3 Slave и 4-6 Mistress. В этих случаях используется Polymorph pull, то есть маги сразу ставят в овцу всех Slave (распределите цели до пулла), варриоры перехватывают подбегающих Mistress и рейд убивает их по одной. Когда с тетками покончено, так же по одному убиваются slaves.
При недостатке магов используйте Mind Control на одного из slaves, когда его убьют, ставьте в овцу остальных.
Распространенная ошибка - попытаться собрать всех Mistress в кучу в надежде убить их с помощью АOЕ. Да, у них действительно мало здоровья. Но вы просто не успеете отлечить магов - достаточно кому-то из них получить curse, и через пару секунд этот бедняга свалится. Соответственно, slave, которого умерший маг поставил в овцу, расколдуется и начнет стрелять по рейду. Итог - вайп.
Son of Hakkar - Способность - melee stun на 1 секунду. После смерти на том же месте появляется ядовитое облако, каждый попавший в него получает Poison на 2 минуты, наносящий по 100 damage каждые 3 секунды.
Soulflayer - Использует Fear (страх) на одну цель. Магическая атака - Mind Flay, под этой атакой невозможно использовать заклинания, дополнительно она высасывает ману. Кастеры должны держаться подальше от этого моба.
Razzashi Raptor - используют Rend, как у варриоров. Это не снимается ничем, но damage небольшой - не страшно
Нижеуказанные мобы не имеют никаких особенностей, бьют только в melee, поэтому нет смысла описывать их по отдельности. Тактика со всеми одна и та же - ставить в контроль и бить одну цель под Hunter's Mark.
Zulian Crocolisk, Panther, Tiger, Cub.
Hooktooth Frenzy (рыбы в речке)